450077, Уфа, ул. Октябрьской революции, 37-а. Проезд: Остановка транспорта - Училище искусств.Уцелевшая часть некогда развитого ансамбля Спасской церкви расположена с отступом от красной линии за глухим металлическим забором. Улица Новомостовая (Спасская), примыкающая в этом месте к улице Октябрьской Революции (Большой Казанской), у самого перекрестка живописно изгибается, устремляясь на подъем, и как бы замирает перед статичным шестиколонным портиком главного фасада. На этом месте на Большой Казанской улице в 1773 году была построена деревянная церковь Благовещения Божией Матери. Но после пугачевской смуты во время перенесения из Елабуги в Уфу чудотворного образа Спаса Нерукотворного неподалеку от Благовещенской церкви икона неожиданно остановилась. Несшие ее люди не могли двинуться с места, пока не было дано обещание построить на этом месте церковь. Спасская холодная церковь, как парная к теплой Благовещенской, была построена по обету в 1779 году. Крупный пожар 1 июля 1821г. уничтожил обе эти церкви. А 30 мая 1824г. старанием прихожан и священника Иоанна Григорьевича Несмелова был заложен новый каменный храм. За недостаточностью средств строительство велось более двух десятилетий. В 1829г. освятили придел в честь святителя Николая, 1 сентября 1844г. – главный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, а еще через год – придел в честь Рождества Христова (в память сгоревшего в 1816 году Рождественского монастыря, что был ниже по Казанской улице). По мысли И.Несмелова, церковь строилась «по образу» знаменитого Казанского Собора Санкт-Петербурга. В действительности же от оригинала были заимствованы лишь самые общие принципы композиции: центрально расположенный купольный храм и две симметрично отходящие от него колоннады, представляющие в плане четверть окружности. Концы колоннад, выходящие к улице, завершились двумя одинаковыми колокольнями. В первом ярусе одной из колоколен находилась часовня, другой – помещение для сторожей. К особенностям расположения здания следует отнести нарушение традиционной для христианских построек ориентации. Стремление раскрыть парадное пространство ансамбля к улице вынудило строителей обратить алтарную часть на север, а не на восток. Сейчас черты первоначального облика сохраняет лишь шестиколонный портик, оформляющий главный вход. Не будучи самой главной в Уфе, но располагаясь вблизи ее географического центра, несколько десятилетий Спасская церковь имела территориально самый большой в городе приход – почти весь городской центр до западной окраины. В церкви имелись стенные росписи. В 1850-е гг. был устроен новый иконостас; всего же иконостасов было (по числу престолов) три. Часть икон написана в Троице-Сергиевой Лавре под руководством Малышевского. В 1885г. иконостас вновь заменили. Роспись стен и сводов передней части храма осуществлена в 1892г. Семь колоколов отлиты в Вятской губернии братьями Бакулевыми. В 1898г. церковь ремонтировалась. Среди лиц, сделавших пожертвования на этот ремонт упоминается Ф.Г.Чижов, Г.А.Деев, В.И.Видинееев, Н.К.Блохин, А.А.Скрипов и другие. В 1907г. в храме появилось электрическое освещение. Из церковных старост документы сохранили имя купца Любимова, исполнявшего эти обязанности 9 лет. Постановлением Президиума ЦИК БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь была закрыта. Вскоре были уничтожены двойная колоннада и обе колокольни, разрушен храмовый барабан с 12-ю арочными окнами и куполом, стенные росписи были закрашены и забелены, в церкви устроено общежитие. Приблизительно в 1944 году в овраг сползла полукруглая алтарная апсида. На 40 лет церковь была приспособлена под мастерские кинопроката. Но и в 1990-е годы жизнь Спасской церкви ничем не отличается от ее жизни в 1950-х или 70-х годах. В здании храма обосновался кооператив по изготовлению окон и дверей. В мастерской были установлены деревообрабатывающие станки, пилорамы, сильная вибрация от них увеличивала и без того шаткое стояние храма на краю оврага, по стенам метровой толщины пошли трещины, которые имеют тенденцию расти. В 1995-2002 годах в тесных помещениях 2-го этажа обитала епархиальная иконописная мастерская. Девушки – иконописцы очистили от побелки и покраски три участка фресок на большой площади. Состояние живописи, открывшейся через 65 лет, удивительное! Высокая техника росписи и характерные приемы позволяют отнести их к академическому направлению. В настоящее время от этого яркого памятника эпохи классицизма сохранились лишь трапезная и четверик храма, причем, внутренняя планировка этих помещений сильно изменена. Сделаны дополнительные межэтажные перекрытия, устроены многочисленные перегородки. Разобраны три изразцовые печи. 24 октября 2004 года в Спасском храме состоялось первое богослужение после 75-летнего перерыва. В настоящее время службы совершаются в трапезной части храма регулярно по воскресным и праздничным дням. Разработан проект восстановление храма, началось строительство левой колоннады и колокольни.
|